Купить билеты

История
мюзикла

Е2 – Е4: Начало

В июле 1972 года внимание всего мира было приковано к Рейкьявику, где за звание чемпиона мира по шахматам боролись советский гроссмейстер Борис Спасский и американец Бобби Фишер. Сюжет о противостоянии Востока и Запада британский драматург Тим Райс задумал еще десять лет назад — после Карибского кризиса, однако теперь эта история начала обретать конкретные черты. Скандальное поведение Фишера и давление на действующего чемпиона мира Спасского на фоне холодной войны превратили спортивный поединок в политический фарс, в котором Райс увидел благодатную почву для нового шедевра.

Атака на Короля:
Анатолий Карпов

Прошло еще десять лет, прежде чем Райс вернулся к своей задумке.

На этот раз толчком послужил матч в итальянском Мерано в 1981 году, на котором звание чемпиона мира у Анатолия Карпова оспаривал выступавший за Швейцарию советский эмигрант Виктор Корчной. Особенно либреттиста впечатлили огромная официальная делегация из СССР и и некий молчаливый человек, который всюду следовал за Карповым. У сюжета появились прототипы центральных персонажей будущего мюзикла — советского чемпиона Анатолия Сергиевского и сотрудника спецслужб Молокова.

Ход Конем:
ABBA и Алла

Написать музыку для своего нового мюзикла Райс предложил основателям и участникам легендарного квартета ABBA, а главное — первоклассным мелодистам Бьорну Ульвеусу и Бенни Андерссону.

В 1983 году все трое приехали в СССР, чтобы лично погрузиться в советские реалии. Позже Бенни признается, что в первую очередь они ждали встречи с Аллой Пугачевой, которой авторы ШАХМАТ хотели предложить исполнить в британской постановке мюзикла роль Светланы – жены советского шахматиста. Soviet Superstar была польщена, но ответила отказом. Спустя десятилетия на презентации российской версии ШАХМАТ в Театре МДМ Пугачева раскроет причину этого поступка: «Я сделала это ради семьи. Мне предстояли многомесячные репетиции в Лондоне – в то время это считалось побегом».

Шах и мат: успешнее
«Призрака Оперы»

Написать музыку для своего нового мюзикла Райс предложил основателям и участникам легендарного квартета ABBA, а главное — первоклассным мелодистам Бьорну Ульвеусу и Бенни Андерссону.

В 1983 году все три автора приехали в СССР, чтобы лично погрузиться в советские реалии. Позже Бенни признается, что в первую очередь они ждали встречи с Аллой Пугачевой, в расчете на которую в мюзикле писалась партия Светланы – жены советского шахматиста. Soviet superstar была польщена, но ответила отказом: биографы примадонны до сих пор спорят, почему — то ли Пугачева сама не захотела, то ли ее не выпустили власти, которые опасались, что после успеха спектакля в Лондоне она решит остаться по ту сторону железного занавеса.

Эксельсиор:
от пешки до ферзя

ервая постановка мюзикла открылась 14 мая 1986 года в лондонском Театре принца Эдварда. Трое солистов с оригинальной записи мюзикла Мюррей Хэд, Элейн Пейдж и Томми Черберг виртуозно повторили свои роли на сцене, а небывалое зрелищное решение с 64-мя мониторами оставалось новаторским для театра долгое время.

Но главным героем спектакля была музыка – при всей своей разножанровости являющая удивительно цельное и мощное полотно. После трехлетнего триумфа на Вест-Энде новый виток интереса к материалу вызвала масштабная концертная версия с симфоническим оркестром в Карнеги-холле в 1989 году. «Шахматы» представили театры в Чикаго (1990), Сиднее (1991), Эдинбурге (1994), Гетеборге (1994) и Мельбурне (1997). В XXI веке новые постановки мюзикла увидели зрители Норвегии, Дании, Канады, Японии, Австрии, Швеции, США, Великобритании, Финляндии и других стран.

Белые начинают... :
«ШАХМАТЫ» в России!

Осенью 2020 года продюсер Дмитрий Богачев (MAMMA MIA!, «Призрак Оперы», «Первое свидание», «Красавица и Чудовище», «Бал вампиров», CHICAGO, «Комедия о том, КАК ШОУ ПОШЛО НЕ ТАК», «Комедия о том, КАК БАНК ГРАБИЛИ» и др.) и компания «Бродвей Москва» представили первую российскую постановку мюзикла ШАХМАТЫ на сцене Театра МДМ — главной мюзикловой площадки Москвы. Автором русского текста стал Алексей Иващенко, режиссером выступит Евгений Писарев, а музыкальным руководителем — Джон Ригби.